Содержание материала

24 января 2011 года исполнилось бы 75 лет со дня рождения крупного ученого в области химической физики высокомолекулярных соединений, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора химических наук, профессора Бориса Александровича Розенберга.

Научные интересы Б.А. Розенберга были связаны с исследованием кинетики процессов образования и химических превращений полимеров, фазообразования в многокомпонентных полимеризующихся системах, физико-механических и релаксационных свойств полимерных матриц и композиционных материалов на их основе.

Б.А. Розенберг родился 24 января 1936 г. в г Кривой Рог, на Украине. Закончил с отличием Днепропетровский химико-технологический институт. В 1961 г. поступил в аспирантуру Научно-исследовательского Физико-химического института им. Л. Я. Карпова, где прошёл школу ак. С.С. Медведева.

В аспирантуре меня научили не только многим техническим навыкам, но самое главное, научили отношению к науке, как самому важному, самому интересному делу, которому следует посвятить свою жизнь. (Б.А.Розенберг, 2006 г.)

Еще будучи аспирантом, Борис Александрович познакомился с двумя выдающимися представителями Московского Института химической физики АН СССР - проф. Л. А. Блюменфельдом и проф. (впоследствии академиком) Н. С. Ениколоповым, который пригласил его на работу в Филиал Института Химической Физики РАН в Черноголовке. Эта встреча определила весь дальнейший научный и жизненный путь Б.А. Розенберга.  

В то время у меня был выбор: либо ехать в Киев в качестве заведующего одной из лабораторий организованного В. А. Каргиным Института химии высокомолекулярных соединений АН УССР вместе с группой выпускников аспирантуры Карповского Института, либо переезжать в Черноголовку. Я выбрал последнее, т.к. хорошо понимал, что мне еще нужно многому научиться, а в Киеве в новом институте пришлось бы руководить и учить других самому.
В Черноголовке меня прекрасно встретили руководители Института – Фёдор Иванович Дубовицкий и Александр Евгеньевич Шилов. В те годы Отделение института химической физики представляло собой полный энтузиазма молодой коллектив, подкрепленный поддержкой умудренных опытом коллег из Московской химфизики, с которой мы в то время составляли единое целое. Это было замечательное время, когда, казалось, что мы можем всё - решать любые задачи, преодолеть любые препятствия. Характерным было высказывание Федора Ивановича, которое он часто любил повторять «У нашего института неограниченные возможности». (Б.А. Розенберг, 2006 г.)

С 1965 г. и до конца дней Б.А. Розенберг работал в Институте проблем химической физики РАН в Черноголовке, где прошёл путь от младшего научного сотрудника до зав. Отделом полимеров и композиционных материалов. В 1965 г. он защитил кандидатскую, а в 1972 г. докторскую диссертации.

Научная деятельность Б.А.Розенберга характеризуется широким спектром научных интересов и тесным сочетанием глубоких фундаментальных исследований с их практическими приложениями.

Лаборатория Розенберга Б.А.

Б.А. Розенбергом развита теория процессов катионной полимеризации кислородсодержащих гетероциклов: открыты "живущие" ионные процессы, определены структуры активных центров и кинетические параметры элементарных актов полимеризации, выявлена роль реакций межцепного обмена. На основании этих исследований была разработана технология получения термостабильных полимеров на основе формальдегида и триоксана. В 1968 г. эта работа была отмечена бронзовой медалью ВДНХ.

В 70-х годах в области создания сетчатых полимерных матриц для высокопрочных и термостойких композиционных материалов была выполнена серия классических работ по изучению кинетики и механизма процессов отверждения эпоксидных связующих по полимеризационному и поликонденсационному механизмам в изотермических и неизотермических условиях. Период работы с эпоксидными связующими и полимерами на их основе был самым длительным и численность сотрудников лаборатории Б.А. Розенберга за всю историю ее существования была самой большой – около 50 человек.

Были развиты новые представления о релаксационных свойствах стеклообразных сетчатых полимеров и показана их роль в формировании топологической структуры сеток. Обнаружен диффузионный механизм релаксации свободного объема стеклообразных полимеров, реализация которого определяет свойства поверхностных слоев полимерных стекол. 

Здесь прежде всего я хочу отметить моего друга Вадима Исаковича Иржака. Его четкий математический ум умел придать законченную количественную форму любым химическим идеям, которые у нас рождались. Это прекрасное творческое сотрудничество успешно продолжалось всю нашу жизнь. (Б.А.Розенберг, 2006 г.)

Исследование процессов отверждения эпоксидных связующих в условиях фронтальной полимеризации и механических явлений, возникающих при этом, привело к созданию теории технологической монолитности. На основании анализа технологических напряжений оптимизированы режимы изготовления и охлаждения толстостенных изделий, что позволило на практике минимизировать трещинообразование в крупногабаритных изделиях из армированных пластиков, в том числе оборонного назначения.

Мой интерес как химика к количественному описанию изучаемых явлений непрерывно подпитывался всей обстановкой химфизики. Большое влияние в этом плане на меня оказал Николай Сергеевич Ениколопов, мой друг выдающийся кинетик Александр Александрович Берлин, мой первый аспирант и первый доктор наук- профессиональный математик по образованию, (сейчас член-корреспондент Национальной Академии наук Армении, прим авторов) Севан Паруйрович Давтян. Все наши исследования проводились в тесном сотрудничестве с математическим отделом института: с проф. Мильманом, который сейчас работает в Израиле, с проф. Дубовицким Абрамом Яковлевичем, с проф. Ивановой Авигеей Николаевной и многими другими.