Новости без рубрики

Поздравляем Ягубского Эдуарда Борисовича
с восьмидесятипятилетием!

26 февраля 2024 года исполняется 85 лет главному научному сотруднику лаборатории молекулярных проводников и магнетиков отдела строения вещества ФИЦ ПХФ и МХ РАН профессору, доктору химических наук Ягубскому Эдуарду Борисовичу. Почти весь трудовой путь Ягубского Э. Б. связан с нашим институтом, в котором он работает с 1966 года. Ягубский Э.Б. является крупным специалистом в области химии органических металлов, сверхпроводников и магнетиков. В последние годы под руководством  Ягубского Э.Б. успешно развивается новое научное направление, связанное с синтезом полифункциональных соединений, сочетающих  проводящие и магнитные свойства. Он является автором и соавтором более 300 печатных работ в ведущих отечественных и зарубежных научных журналах. Его имя широко известно как у нас в стране, так и в международных кругах ученых, работающих в области молекулярных проводников и магнетиков.

Сотрудники отдела строения вещества и лаборатории молекулярных проводников и магнетиков  поздравляют Эдуарда Борисовича с днем рождения!
Желаем здоровья и долгих лет жизни!

Исследователи из Института физиологически активных веществ (ИФАВ) ФИЦ ПХФ и МХ РАН разработали и валидировали мышиную трансгенную модель биохимических процессов при болезни Паркинсона.
Результаты исследований опубликованы в журнале Biomedicines и помогут разобраться в тонкостях работы белков синуклеиновой группы и, возможно, найти новый способ терапии. Как известно, белок альфа-синуклеин входит в состав патологических накоплений – телец Леви, которые образуются в нейронах при болезни Паркинсона. Исследователи ИФАВ апробировали генетическую модель для изучения истощения функционального альфа-синуклеина и моделирования паркинсонических состояний на мышах. Данная модель представляет собой мышь со встроенным генетическим конструктом, который позволяет посредством введения химического сигнала (тамоксифена) полностью выключить синтез альфа-синуклеина в нервной системе животного. Интересно, что несмотря на постепенное истощение пула альфа-синуклеина у животных в эксперименте, фенотипические проявления болезни Паркинсона у них так и не возникали, хотя биохимические показатели в мозге были максимально приближены к реальной картине заболевания. По словам автора работы, научного сотрудника Лаборатории генетического моделирования нейродегенеративных процессов ИФАВ Кирилла Чапрова, это происходит потому, что у животных происходит «переключение» функций белка альфа-синуклеина процессов на другие два члена семейства синуклеинов.
«Наша работа в первую очередь фундаментальная, поскольку мы тут пытаемся нащупать этот механизм переключения между белками. Однако следующим практическим шагом должен стать поиск возможности включения этого механизма у человека, что может стать новым направлением в терапии болезни Паркинсона», -– комментирует свою работу Чапров.
Работа выполнена в рамках гранта «Исследование роли альфа-синуклеина в функционировании дофаминергической системы на модели мышей с регулируемым нокаутом гена альфа-синуклеина в нервной системе на фоне отсутствия белка-гомолога гамма-синуклеина» при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 23-24-00450).

В отделе горения и взрыва на экспериментальном и теоретическом уровне давно исследуются процессы фильтрационного горения различных топлив, когда фронт горения движется в пористой среде. Частным случаем такой системы может быть реактор с подвижным слоем гранулированного инертного материала.
При фильтрационном горении метана образуется водород и монооксид углерода, так называемый синтез-газ, который можно использовать для разных химических синтезов, например в процессе Фишера-Тропша с получением жидких углеводородов, или для получения электрической энергии в топливных элементах.
Схема организации потоков в реакторе фильтрационного сжигания, позволяющая добиться близкой к предельной энергетической эффективности окислительно-паровой конверсии углеводородных газов в синтез-газ, предложена в теоретической статье, опубликованной в журнале FUEL (авторы С.О. Дорофеенко, Е.В. Полианчик, М.В. Цветков, лаборатория технологического горения отдела горения и взрыва ФИЦ ПХФ и МХ РАН). Основной идеей процесса является получение синтез-газа (H2 +CO) при частичном сжигании (окислении) метана в режиме фильтрационного горения в реакторе с подвижным инертным (некаталитическим) твердым пористым каркасом. Процесс организован таким  способом, чтобы тепло синтез-газа забиралось противотоком твердого гранулированного теплоносителя и использовалось для предварительного нагрева реагентов. Рассмотренная в данной работе организация потоков веществ с раздельным предварительным подогревом углеводородного газа и газа-окислителя (воздух или кислород) позволяет существенно повысить энергоэффективность, а отсутствие катализаторов дополнительно уменьшает стоимость и повышает устойчивость процесса переработки углеводородных газов. Проведенное моделирование позволяет определить оптимальные условия процесса и показывает достижимость энергетической эффективности конверсии, близкой к теоретически возможному пределу.
Этот результат, очевидно, может иметь практическое значение как при переработке природного газа, так и попутных газов нефтедобычи.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Поздравляем вас с Днем защитника Отечества!

Этот день – еще одна возможность всем вместе сказать спасибо нашим воинам, ветеранам, сослуживцам, коллегам - всем мужчинам!
Спасибо за мужество и героизм на поле боя, за терпение и силы в мирной жизни.
За то, что  несете на своих плечах несоизмеримую ни с чем ответственность за семью, детей, за Отечество... За созидание, за движение вперед, за жизнь, которая должна становиться легче!

Примите самые теплые слова благодарности - наши уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий! Сил вам и здоровья, тепла и заботы близких людей!
Будем  помнить  о тех, благодаря кому сохраняется наша страна, беречь память об ушедших,  заботиться о живых,  сохранять общечеловеческие ценности и прививать  их новым поколениям наших детей и внуков! Вкладывать все свои силы, талант, профессионализм, волю  -  в свое дело, где бы ни трудился… Одним словом -  служить Отечеству!

Желаем всем крепкого здоровья, взаимопонимания, уважения, стойкости, уверенности в завтрашнем дне, мира и  добра!

И.о  директора ФИЦ ПХФ и МХ РАН
член-корреспондент РАН И.В. Ломоносов
Научный руководитель ФИЦ ПХФ и МХ РАН,
вице-президент РАН академик С.М. Алдошин

Глубокоуважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Сердечно поздравляем вас с Днём российской науки!

В этом году он отмечается особенно торжественно –  300 лет назад Пётром I был издан указ о развитии науки в Российском государстве, была основана Академия наук и художеств, ставшая впоследствии Российской академией наук.
Она явилась центром, точкой отсчета истории отечественной науки, именно здесь начинает формироваться сообщество талантливых и высокообразованных людей – сообщество ученых.
За долгую историю не раз менялись и название академии, и ее состав,  и статус, но одно оставалось неизменным — роль как главного научного учреждения страны, фундамента ее  технологического, промышленного, исследовательского суверенитета и прогрессивного развития.
Именно наука и образование являются показателями высокого интеллектуального уровня общества, залогом его процветания и справедливого устройства, принятия верных управленческих решений.
Очень важно, что сегодня  роль  Российской академии наук переосмысливается, значение -  возвращается!  Вновь на основе системы научно-исследовательских институтов и университетов формируются технологические цепочки — от научного поиска до реального производства.
Нам выпала большая честь  быть причастными к деятельности Российской академии наук и внести свой вклад в новые научные открытия, фундаментальные исследования, которые дают начало  новым направлениям прикладных разработок, развитию промышленности и экономики.
Путь ученого - это очень трудный путь, требующий  колоссальных сил, знаний, мужества, энтузиазма, терпения, смелости, часто самоотречения…  И за 300 лет судьба людей, выбравших науку делом своей  жизни,  мало изменилась.

Спасибо вам за ваш ежедневный большой труд, за профессионализм и преданность высокой цели!

Искренне верим и надеемся, что Десятилетие науки и технологий в России, даст новый импульс для развития РАН,  и полет отечественной научной мысли не остановят никакие препятствия!

Желаем всем нам здоровья и благополучия, уверенности в завтрашнем дне, новых свершений,  новых открытий на благо нашего Отечества!

И.о  директора ФИЦ ПХФ и МХ РАН